ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

воскресенье, 12 марта 2017 г.

ПОЧЕМУ КРАПИВА ЖЖЕТСЯ?

Здравствуйте, друзья!
Сегодня буду отвечать на вопрос от Ксюши, который прислала мне Светлана Лабузнова, автор блога "Сборная солянка". Вопрос был задан еще летом, но он оказался настолько весенний, что я его припрятала до весны. Надеюсь, что Света и Ксюша меня смогут простить, что я ответила им кратко в летних сообщениях, а время для весенней сказки пришло только сейчас.


pochemu-krapiva-zhzhetsja-magija-biologii


Звенит колокольчик, на поляне нас ждет новое заседание БиоТОПа. На предыдущем заседании на поляне появился новый герой. Спасибо, всем, кто принял участие в отгадывании его личности.

Глава 1. Рыба или лягушка?


Слониха (звоня в колокольчик хоботом): Объявляю новое заседание БиоТОПа открытым!
Кафрский ворон: Био-биоТОП!
Слониха: Разрешите мне представить нашего коллегу по БиоТОПу - Илистый прыгун. Он соискатель на должность специального корреспондента на морях. 
Илистый прыгун (откозырял плавником): Здравия желаю!


palchikovyj-teatr-udilshhik-ilistyj-prygun

Удильщик: Это мой кандидат!
Сова (на ухо Сурикату): Что за неведома зверушка? То ли рыба, то ли лягушка...
Сурикат: А я знаю, какой вопрос ему надо задать, чтобы это прояснить!
Сова: И я знаю! Послушайте, милейший! А Вы рыба или лягушка будете?
Сурикат (растерянно): Я хотел было спросить сколько у него шейных позвонков...
Сова: И откуда будете, любезный?

Илистый прыгун зашлепал по луже и запел:

ПЕСНЯ ИЛИСТОГО ПРЫГУНА
(Автор: Астраханцева О.А.)

Я житель мангровых болот,
Из тропиков пришел.
Я к эволюции подход 
Свой собственный нашёл.

Лягушкой я могу скакать,
Свой подгибая хвост.
На ветках я люблю бывать.
Как рыба, я не прост!


palchikovyj-teatr-ilistyj-prygun

Хожу по топям я болот,
Чеканя четкий шаг.
Немного рыб найдешь средь вод,
Кто смог бы делать так!

Я жабрами дышу в воде,
На суше - через хвост.
В воде, на суше - свой везде!
Как рыба, я не прост!

Я строю башенку в грязи,
Чем привлекаю дам.
Из башни хорошо грозить,
Задирам прыгунам!

Смотрю вперед, как капитан,
Моргаю глазом я!
Врагам урок я преподам,
Что здесь земля моя!



ПС: Это видео представляет собой нарезку сюжетов из жизни илистого прыгуна. Благодаря прыгуну можно легко увидеть какие изменения должны были произойти с первыми амфибиями, покоряющими сушу.

Сурикат: А Вы уверены, что Вы рыба? У рыб ведь есть чешуя.
Удильщик: Чешуя вовсе не обязательный элемент в строении рыбы. У меня тоже  нет чешуи. И у сома - нет, и у угря...
Осьминог (рассматривая хвост Прыгуна в монокль): А как же Вы хвостом дышите, уважаемый Илистый прыгун? Хвост-то с виду обычный.
Илистый прыгун: У меня кожа без чешуи, покрыта слизью, как у лягушек. Это мне позволяет дышать через кожу. А в хвосте у меня много капилляров проходит (маленьких кровеносных сосудов). Башенка у меня еще и бассейн по совместительству. В ней вода остается после прилива, поэтому очень удобно хвост в нее опускать. А через капилляры и слизь из воды поступает кислород. Да и кожа увлажняется.


palchikovyj-teatr-udilshhik-ilistyj-prygun-surikat-osminog

Сурикат: Так Вы все-таки скажите, сколько у Вас шейных позвонков?
Илистый прыгун: Увы, ни одного!
Сурикат: Тогда вы точно рыба, не сомневайтесь! Мы в прошлый раз считали ШЕЙНЫЕ ПОЗВОНКИ.

Кафрский ворон: Мне кажется, пора начинать наше заседание. Нас ждет дело о крапиве. И что-то несущая Мартышка...

Гепард: Милая Мартышка, что Вы несете?
Мартышка: Помогите же мне! Я все лапы отморозила!
Осьминог: А зачем нам лёд? Мы будем первую помощь оказывать, при ожоге крапивой?
Мартышка: Это же наш свидетель!
Стрекоза: Лёд - свидетель?
Мартышка: Потерпите, сейчас все узнаете.


Глава 2. Тайна льда


Мартышка: Дайте мне плошку, чтобы лёд в ней оттаял. Я его тащила километр!
Осьминог выдал плошку, в которую Мартышка выложила объемный кусочек льда.
Сова: И чего было так стараться? Лёд-то грязный! В нем заморожены какие-то точки, а снизу - и вовсе мерзлый ил. Вон у нас на краю поляны еще горка не растаяла, так можно было от нее кусок отколоть, чистейшего льда.


palchikovyj-teatr-sova-martyshka-osminog-led-koleus

Мартышка
(затараторила): Вообще-то мне было поручено найти для дачи показаний Крапиву. Но в марте, она еще не выросла! Я даже вырастить ее хотела из семян. Пришла в магазин, а мне сказали, что у них есть только крапивка. Я наивная купила семена, думала, что это тоже крапива, только маленькая. Оказалось, что у нее просто листья по форме похожи!


И Мартышка бросила на пол в досаде два пакетика с семенами колеуса, который в народе называют "крапивкой"

Мартышка: Потом я решила поискать ее родню по оружию.
Сурикат: Лёд - ее  родня по оружию?
Мартышка (подтаскивая лупу): Будем надеяться, что я нашла правильный лёд.

Орангутан (разглядывая уже растаявший лёд): А что вы там хотите увидеть? Это какой-то особенный грязный лёд?
Мартышка: Это лёд из пруда.  Я хотела позвать медузу, но как на грех на море был шторм, и все медузы скрылись в глубину. Вот и пришлось тащиться за льдом на наш пруд.
Удильщик: Мартышка, Вы по-мартовски загадочны! Мы ничего не понимаем!
Мартышка: Удалось! Ура! Смотрите. Она появляется из зимующего яйца.


palchikovyj-teatr

Все столпились вокруг лупы. Из маленького плотного зернышка стало появляться какая-то студенистая палочка с щупальцами.

Мартышка (раздуваясь от гордости): Это был уже пятый кусок льда! И я ее в нем нашла!
Сова: И что это за микро-привидение с щупальцами?
Привидение, длиной не более половины сантиметра, ловко схватило щупальцами небольшого рачка, который полузамороженный проплывал мимо, и затолкало беднягу во внутрь.

Глава 3. Крапивные клетки


Привидение: Всегда по весне приходится есть мороженные полуфабрикаты! Ой, здравствуйте! 
Сурикат: А Вы кто?
Приведение: Я Гидра!
Орангутан: Но с Гидрой сражался Геракл. Она была огромная! С кучей голов, и когда он отрубал ей голову, на месте прежней отрастала две!
Гидра: Да, в честь мифической героини Гидры я и названа. У меня тоже яд в щупальцах. И я так же легко восстанавливаюсь. Если меня разрезать пополам, каждая моя половинка разовьется в новую гидру.
Осьминог: Это называется регенерация. Даже есть специальные научные лаборатории, которые этот вопрос изучают на гидрах.


palchikovyj-teatr-surikat-orangutan-gidra-martyshka-osminog

Гидра: А еще я почкуюсь. Сбоку у меня вырастает почка, а затем она превращается в маленькую гидру. А когда приходит срок, дочерний полип отваливается и начинает самостоятельную жизнь. 

ПС: Почкованием гидра размножается с весны до лета. Процесс почкования заложен в исполнение пальчиковой игрушки Гидры. Дочерний отросток закреплен на леске. Его можно аккуратно вытягивать, демонстрируя процесс почкования гидры. На видео показано почкование пальчиковой гидры из фетра.




Орангутан: Но какая связь между гидрой и крапивой? Я не понимаю.
Мартышка: Ну как же? У гидры есть особые клетки, которые называют КРА-ПИВ-НЫЕ!
Гидра: Совершенно верно. На щупальцах у меня полно стрекательных клеток, которые раньше называли крапивными. Они так названы, потому, что обжигают, как и крапива при прикосновении. Хотя устроены они немного иначе, сложнее, чем у крапивы.


stroenie-strekatelnoj-kletki

СТРЕКАТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ
(Автор: Астраханцева О.А.)

Есть у клетки волосочек,
Будто спусковой крючочек.
Запускает он тайфун,
Ядовитейший гарпун.

Эти клетки защищают,
Пропитание добывают.
Кишечнополостным, друзья,
Без этих клеток жить нельзя!

Осьминог: Получается, что такие стрекательные клетки есть и на щупальцах медуз?
Гидра: И у актиний.


Биомоделирование стрекательной клетки гидры


Осьминог: Предлагаю сделать модель  того, как работает стрекательная клетка. Нам понадобится деревянная прищепка, нитка и скрепка.


palchikovyj-teatr-biomodelirovanie-osminog-udilshhik-gidra

Удильщик:Скрепка будет символизировать гарпун, а нитка - стрекательную нить.  А из прищепки мы будем делать катапульту.

Осьминог: Сначала разберем прищепку, оставив  пружинку на одной части, а другую - перевернем задом наперед. И вставим  эту часть в пружину. Эта часть будет выступать над частью с пружинкой. Эта выступающая часть будет у нас чувствительным волоском.


palchikovyj-teatr-biomodelirovanie-osminog-udilshhik-gidra

Удильщик: А теперь привяжем  нить со скрепкой на конце. И свернем ее спиралью, как стрекательную нить, скрепку положим сверху. А теперь, нажимая на чувствительный волосок, запускаем гарпун в полёт!
Осьминог: Скорость приличная! Гарпун врезается в кожу на раз. Смотрите!



Орангутан: У крапивы все гораздо проще устроено. Я сейчас покажу!


Глава 4. Почему крапива жжется?


Орангутан: На кожице стеблей и листьях крапивы есть особые выросты в виде жгучих волосков. Вот на фотографии под микроскопом они видны. 


krapiva-pod-mikroskopom

Сурикат: Заметно, что они не пустые.
Сова: Выглядит как ампула с лекарством! Что там внутри? Яд, небось.
Орангутан: В волосках содержится муравьиная кислота и холин, и гистамин. 
Мартышка: А мне показалось, что волоски похожи на шприц с иголкой.
Орангутан: Хорошее сравнение! Поверхность крапивы унизана множеством миниатюрных шприцев, в которых плещется кислота и вещества вызывающие зуд и отёк. Сначала они все стоят в колпачках, но стоит только задеть эти колпачки...


krapiva-pod-mikroskopom-palchikovyj-teatr-zhguchie-voloski-martyshki

Мартышка: Как они обламываются и иглой вонзаются в кожу, и все содержимое шприца, то есть волоска, изливается в ранку. 
Сурикат: И ведь впивается не один волосок, а много-много!
Кафрский воронХм, похоже на очень маленькие ядовитые занозы.


krapiva-pod-mikroskopom-palchikovyj-teatr-zhguchie-voloski-орангутан

Мартышка (почесывая ладошку): А потом, все зудит, и вздуваются волдыри! Эти занозы руками не вытянуть из кожи. У меня потом несколько дней все болело и чесалось, когда я по незнанию в заросли крапивы забежала, следом за красивой бабочкой. И зачем только эта гадкая крапива нужна! Уничтожить бы ее всю!

Осьминог (показывая фотографию): А Вы случайно, милая Мартышка, не за такой бабочкой бежали, когда в крапиву попали?
Мартышка: Да, за ней! А бабочка коварная меня в крапиву заманила!
Осьминог: Это же бабочка КРА-ПИВ-НИ-ЦА! Её гусеницы растут, питаясь крапивой. Не будет крапивы, исчезнут и эти красивые бабочки. Неужели Вы бы хотели, чтобы эти бабочки вымерли?

babochka-krapivnica

Мартышка: Нет. Пусть живут. Они очень красивые.
Удильщик: А еще из крапивы делают ткань.
Сурикат: Чтобы пытать людей колючей одеждой?
Удильщик: Ткань делают из внутренних волокон крапивы, а волоски есть только на поверхности. Просто перед тем как получать волокно, крапиву вымачивают, и волоски отваливаются. 
Илистый прыгун: А еще крапивой лечатся. Она витаминов много содержит, и кровь останавливает.
Гепард: А молодую крапиву, пока у нее волоски еще не загрубели едят в весенних щах.
Слониха: Но что же делать, если крапива обожгла?


Глава 5. Что делать при ожоге крапивы


Мартышка: Да! Что же мне надо было делать, когда я забежала в крапиву?
Сова: Надо было натереться землей! Есть прививка от столбняка?
Орангутан: При всем уважении к народным рецептам и к Вам, Сова, но так делать категорически нельзя! Это все равно, что ободранную коленку землёй посыпать! Можно занести инфекцию. Ведь волоски оставляют хоть и маленькие ранки, но достаточные, чтобы туда проникли микробы!


krapiva-zhguchie-voloski

Мартышка
: Хорошо, я не буду посыпать себя землей!

Орангутан: Сначала, надо протереть место поражения ваточкой, смоченной в спирте или настойке календулы. Так мы обработаем поверхность, и убьем микробы, которые могут попасть в микро-ранки. И часть заноз будут извлечены на вату.
Мартышка: Я записываю: "1. Обработать ватой со спиртом."
Орангутан: Если нет спирта, то можно вымыть пораженное место с хозяйственным мылом. Потом надо положить ненадолго кашицу из пищевой соды.
Сурикат: Это, чтобы сильнее щипало, и больше в крапиву лезть не хотелось?


pervaja-pomoshh-pri-ozhoge-krapivoj

Удильщик: Сода будет нейтрализовывать кислоту. Сейчас проведем опыт! Возьмем лимон и выдавим немного сока. Попробуйте!
Сурикат (недовольно сморщившись): Кислятина!
Удильщик: А теперь я добавлю немного соды.
Сурикат: Ох, как шипит!
Удильщик: Это шипение и вспенивание помогает вытолкнуть некоторые волоски из ранок. Теперь, когда шипение прекратилось, снова попробуй!
Сурикат (недоверчиво лизнул капельку): Совсем не кисло!
Удильщик: Это потому, что сода и кислота реагировали между собой, а потом от них осталась вода и соль.
Мартышка: Я записала: "2. Нанести кашицу из соды и воды на минуту"


pervaja-pomoshh-pri-ozhoge-krapivoj

Орангутан: Потом надо все промыть в холодной воде. И приложить лед или холодную тряпочку. Это уменьшит боль.
Мартышка: "3. Промыть и приложить холод".
Орангутан: Чтобы меньше чесалось нужно выпить таблетку от аллергии (антигистаминную). И помазать ожог противоаллергической мазью.
Мартышка: " 4. Принять таблетку от аллергии и помазать мазью от аллергии"
Орангутан: Все! И постараться не расчесывать!

Кафрский ворон: А мне жаль, что на полу валяются семена крапивки-колеуса. У него очень красивые пестрые листья! Давайте посадим его семена. Весна же! И потом будет у нас летом на поляне очень красиво.
Сурикат: Какая замечательная идея!
Илистый прыгун: Это растение растет на острове Ява! Там его родина. Оно из тропиков, как и я!
Гепард: Интересно, а оно съедобное?
Орангутан: Если Вам нравится мятный запах.
Гепард: Пожалуй, я воздержусь.
Мартышка: Мне сказали в цветочном магазине, что его семена прорастают на свету. Их даже закапывать не надо!
Слониха: Ну что же! Объявляю заседание закрытым! Пойдем сеять наш колеус!
Мартышка: И траву для кошек, для нашего Гепарда!
Кафрский ворон: БиоТОП! БиоТОП!


palchikovyj-teatr-posadka-koleusa

БиоТОП всем старым и новым составом очень ждет вопросов от Ваших почемучек! Уважаемые воспитатели, Вы тоже можете задавать вопросы от своих воспитанников.
Пишите на почту oaastra@gmail.com или  в рубрику БиоТОП: БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ. Не забудьте указать имя и возраст детей! 
А я выдаю сертификат почетного почемучки Ксюше за замечательный жгучий вопрос. Благодарю Свету за поддержку рубрики. 


sertifikat-pochemuchki


Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии". Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.

Желаю Вам радости открытий! 


 



Яндекс.Метрика





19 комментариев:

  1. Ольга Александровна, здравствуйте! Спасибо большое, теперь я знаю, как надо действовать при ожеге крапивой:) раньше такого четкого представления не было. Очень интересная получилась история, а илистый прыгун очень забавный))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Я рада, что история оказалась полезной и поучительной.
      Илистый прыгун - моя любимая рыбка. Мечтаю когда-нибудь увидеть их живьем.

      Удалить
  2. Ольга!!! Ну как же Ты всё понятно и доступно объясняешь! Теперь мои девчонки знают более доступным языком почему крапива жгучая и как нужно оказать помощь себе и другим если она оставит от себя следы!))) ещё и друзьям обязательно своим расскажут!
    А видео об илистом прыгуне ого-го как интересно!!! ну надо ж каких только не бывает существ на земле!!!
    Благодарю Ольга!!!! Очень, очень интересно!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, мне очень приятно! Спасибо за твои слова!
      Рада, что девочкам понравилось! Жду от них еще вопросов)))

      Видео я нарезала так давно, что даже забыла из какого фильма. Использовала его на уроках, когда амфибий изучать начинали. Чтобы определять и устанавливать различия. Целое исследование получалось.

      Удалить
  3. Спасибо! Очень познавательно и доступно. С удовольствием с дочкой почитали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! Рада, что история понравилась! Очень приятно, что читали вместе с дочкой!

      Удалить
    2. Приходите с вопросами от Анюты в рубрику.

      Удалить
  4. Оля, прелесть какая! Настоящая сказка про обычную крапиву! Очень понравилась гидра! Чудесная игрушка получилась, красивая и полезная!

    Оля, а птичек до какого времени нужно кормить? Когда снимать кормушки? Уже частенько не доедают до конца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина!
      Я старалась изобразить особенности гидры в игрушке)))

      Птичек кормят до схода снега (на 30%. а лучше на 50%), чтобы была открытая земля для кормежки. У нас сейчас зима держится, минус 10. Поэтому продолжаю кормить своих синиц)))

      Удалить
  5. Оля, я сама с большим интересом прочитала такой диалог между игрушечными обитателями про то, почему крапива жжется и что нужно делать.
    Фантазия у тебя супер! Спасибо. Прочитаю внучке. Интересно и забавно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, благодарю! Очень приятно, особенно радует факт, что будете с внучкой читать!

      Кстати, колеус купила с твоей подачи))) Я никогда не выращивала его через семена, вот попробую теперь, вдохновленная тобой.

      Удалить
  6. Ольга Александровна, спасибо. Очередное заседание, как всегда, познавательное, занимательное, наглядное. Вот так иголочки!))) Спасибо за советы, как лечить "укусы" крапивы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, благодарю!
      Рада, что заседание оказалось полезным!

      Удалить
  7. Ольга, спасибо огромное за очередной занимательный пост!
    Ваши персонажи восхитительны, тексты интересны и взрослому!
    Сейчас готовлю второй обзор Галереи воображаемых игр и с большим удовольствием о Вас напишу, ведь Вы так здорово рассказываете о биологии, заинтересовывая и взрослых, и детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, благодарю за столь высокую оценку! Мне приятно.
      С удовольствием буду участвовать в и в третьей галерее.

      Удалить
  8. Доброе утро, Ольга Александровна! Надо же, ну просто поразительно интересно! Спасибо Вам большое! Илистый прыгун - просто загляденье. Такое существо необычное. В жизни бы не сказала, что это рыба.
    По поводу советов обработки раны при ожоге крапивы отдельно благодарю. Я настолько доверяла крапиве, что даже не предполагала, что можно занести инфекцию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Спасибо!
      Насчет инфекции - обычно воспаление заносится при расчесывании пузырьков. На поверхности кожи есть немало возбудителей.

      Удалить
  9. Невероятно интересно и очень полезно! Теперь мы крапивы не боимся).

    ОтветитьУдалить