ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

понедельник, 27 ноября 2017 г.

ЗАЧЕМ ГУСЕНИЦАМ ВОЛОСКИ?

Здравствуйте, друзья!
Сегодня Вас ждет запоздалый выпуск БиоТОПа. Рассматриваем фотовопрос от Марины Гибовской, автора блога "Рукоделки от Мари". Вопрос я немного перефразировала, для удобства поисковых систем. "Зачем гусеницам волоски?".


zachem-gusenicam-voloski-magija-biologii

Глава 1. Кто хрустит в шиповнике?


На поляне какой-то переполох. Мартышка бегает и что-то оживленно пересказывает окружающим, тыкая пальцем на край поляны. 

Мартышка: Там эти рогатые волосатые инопланетяне! Сожрали наш шиповник почти полностью! А вчера он еще здесь был!
Кафрский ворон: Так и запишем "Нанесение ущерба поляне".
Слониха: Мне кажется, нам стоит пойти и предъявить этим рогатым пришельцам обвинения. Пусть на своей планете уничтожают шиповник.
Сурикат: А они большие, эти рогатые волосатые? Они зеленые? Инопланетяне всегда зеленые.
Мартышка: Ну, сантиметров четыре-пять. И не зеленые.
Сурикат: Какие-то мелкие инопланетяне. Не удивительно, что их никто до сих пор не заметил. 
Илистый прыгун (поднимая вверх нацарапанный угольком транспарант "Долой инопланетянОВ!"): Не позволим захватить инопланетной саранче наш лес! У нас своя саранча на это есть. Предлагаю отрезать им путь огнем.


magija-biologii-palchikovyj-teatr-slon-kafrskij-voron-surikat-ilistyj-prygun-osminog-albatros


Осьминог: А может быть нам стоит сначала изучить одного инопланетянина, с научной точки зрения. Представляете, какая сенсация! Никто не знает как инопланетяне устроены, а мы знаем.
Осьминог бочком устранился с поляны.
Сурикат: А если они такие маленькие, может их можно есть?
Галапагосский Альбатрос: Что вы! Вдруг они ядовитые? У меня активированного угля на всех не хватит.
Слониха: Я запрещаю Вам ими питаться. Сурикат!
Сурикат: Тогда давайте их отрежем огнем. Может жаренные они теряют свои ядовитые свойства.
Слониха: И жаренных инопланетян есть тоже ЗАПРЕЩЕНО.
Сурикат: Жаль. Тогда давайте их изучим. Вдруг их все же можно есть?
Илистый Прыгун: По моему, Сурикат сегодня не позавтракал.
Мартышка: А у меня как раз яблочки остались.
Сурикат: С червячками?
Мартышка (протягивая пакет с яблочками Сурикату): Конечно. Хорошие-то яблочки я слопала.
Сурикат (выхватывая подарок): Ничего Вы не понимаете в хороших яблоках. Эти-то как раз самые хорошие - фаршированные мясом. Спасибо!
Кафрский ворон: Не могу с Вами не согласиться, уважаемый Сурикат.
Сурикат: Угощайтесь!

Пока друзья угощались фаршированными яблочками, вернулся Осьминог, странно потирая щупальцами, с банкой, внутри которой кто-то сидел. 

Глава 2. У нашей Федосьи из глаз растут волосья


magija-biologii-palchikovyj-teatr-osminog-antichnaja-volnjanka-volosataja-gusenica-seraja-aulija

Осьминог: Вот я и изловил инопланетянина!
Голос из банки: Сами вы инопланетяне! А я землянка! Перестаньте меня раскачивать, вы мне прическу помнете!
Сурикат: Ой, рогатая многоножка!
Сова: А по моему, это шелкопряд какой-то. Когда я была маленькой, на лес напали гусеницы шелкопряда. Деревья лысые стояли...
Кафрский ворон: Судя по прическе, это шелкопряд-панк?
Голос из банки: Я не шелкопряд! Я волнянка! И не какая-нибудь ивовая, а АНТИЧНАЯ.
Сурикат (разочарованно): Так вы не инопланетянин? А кто?

Существо выбралось из банки и запело:

ПЕСНЯ ВОЛНЯНКИ
(автор: Астраханцева О.А.)

Я Кистехвостка, я Волнянка!
Волную всех шикарным видом я!
И как античная гречанка,
Известна с древности фамилия моя.

В пучки все собраны щетинки,
И ярким гребнем протянулись тут и там.
Они защита мягкой спинки,
Отпор на зависть паразитам и врагам.

Мои щетинки ядовиты, 
И вызывают аллергию волоски,
Меня руками не бери ты,
Чтоб не кусать от боли локотки!

magija-biologii-palchikovyj-teatr-antichnaja-volnjanka-volosataja-gusenica

Осьминог: Ой! А я трогал Волнянку щупальцами... Теперь волнуюсь. У меня и глаза начали болеть! 
Мартышка: Надо помыть Осьминога с мылом!

Голос позади: Ни в коем случае! Мыло лишь усилит действие яда. Нам нужен раствор уксуса! И скотч.
Сурикат: Здравствуйте, уважаемый Орангутан! 
Орангутан: Приветствую! Вижу, пока меня не было, на поляну случилось нашествие античных волнянок. 
Сова: Спасайте Осьминога, Орангутан, не рассуждайте!
Орангутан: Уксусную ванну для Осьминога! И противоаллергический крем и таблетки, Галапагосский Альбатрос! Держитесь, дружище, мы Вам поможем. Давайте удалим волоски с кожи скотчем.
Галапагосский Альбатрос: Я мигом за лекарствами! Одно крыло там, а другое - здесь!

magija-biologii-palchikovyj-teatr-slon-kafrskij-voron-antichnaja-volnjanka-volosataja-gusenica

Слониха: Кафрский ворон, закройте волнянку в банку, чтобы никто больше не пострадал.
Античная волнянка: Закройте меня в банку с листочками! А то я от голода умру... Заключенных в тюрьмах кормят!
Слониха: Да, закройте ее с листьями, до выяснения обстоятельств.

Глава 3. Что такое лепидоптеризм?


Пока перепуганный осьминог нежился в слабой уксусной ванне, Античной волнянке учинили допрос.

Слониха: Зачем Вы напали на нашего Осьминога?
Античная волнянка (с набитым листьями ртом): Никто на него не нападал. Он сам меня своими щупальцами схватил. А я предупреждала! Вон у меня какие яркие желтые и красные пучки щетинок, что любой поймет, что я опасная гусеница!
Мартышка: Минуточку! Так Вы бабочка? Если у бабочки такая удивительная, я бы даже сказала красивая гусеница, то какая же должна получится бабочка! Не хуже тропической.
Илистый прыгун: Знаем мы какая это бабочка! С толстым брюшком и без крыльев.
Античная волнянка: Протестую! Самцы у нас с крыльями!
Илистый прыгун: Ага! Рыжие, невзрачные, усатые.
Орангутан: Да, волнянки необычные бабочки. У них самки не покидают кокон, а самцы навещают их. А потом самка откладывает 200 яиц и погибает. А яйца зимуют в теплом коконе.
Античная волнянка: 400 яиц, если было хорошее питание!

magija-biologii-palchikovyj-teatr-slon-kafrskij-voron-surikat-albatros-orangutan-antichnaja-volnjanka-volosataja-gusenica

Слониха: А зачем Вам эта повышенная волосатость?
Античная волнянка: Чтобы птицы не клевали, всякие осы не жалили, муравьи не могли подступиться, насекомоядные звери не нападали.
Орангутан: Благодаря ядовитым волоскам у волнянок почти нет врагов. Только кукушка и иволга может есть волосатых гусениц без ущерба для здоровья.
Античная волнянка: Да уж. У этих птиц, луженый желудок. Хорошо, что они рано улетают летом. А то несдобровать бы нам.
Сурикат: Я тут интересуюсь как эксперт по экстремальному питанию. Как это луженый желудок?
Орангутан: У кукушек и иволги от желудка отходит верхний слизистый слой, который они отрыгивают вместе с волосками гусениц, поэтому они не повреждают им кишечник.
Сурикат: Ух ты! Мне бы тоже такое приспособление не помешало бы. Наверное, волнянки вкусные.
Античная волнянка: Хорошо, что у такого алчного зверька не луженый желудок, а то бы нелегко нам пришлось. За друга своего не волнуйтесь, я вовсе не такая ядовитая. Вот если бы он встретился с гусеницей-кокеткой, дубовым шелкопрядом из Северной Америки, тогда бы стоило поволноваться.
Мартышка: А у этой кокетки, как у Вас, красочные пучки на теле?
Античная волнянка: Нет. У нее прекрасная рыжая шелковистая шевелюра, за которую ее называют гусеницей-котенком. У меня есть ее портрет.

magija-biologii-palchikovyj-teatr--antichnaja-volnjanka-volosataja-gusenica-dubovyj-shelkoprjad-jadovityj-volosok

Мартышка: Котенок! А что будет если ее погладишь?
Орангутан: Разовьется болезнь - токсический дерматит. Кожа вздувается волдырями, отекает, повышается температура, мышцы сводит судорога, возникает пульсирующая боль, открывается рвота, возникает паника. Можно даже умереть.
Мартышка: Какой кошмар! 
Орангутан: Заболевание, вызываемое  волосками гусениц называют лепидоптеризмом. Волоски гусениц, как дротики с ядом. Они хрупкие, легко обламываются. И остаются на ветках там, где проползла гусеница, витают в воздухе. Поэтому при массовом размножении волосатых гусениц возможно раздражение глаз и дыхательных путей, даже, если просто приблизиться к гусеницам. Лепидоптеризм может быть отложенным, когда аллергия на коже развивается через 2 дня.

Античная волнянка: Протестую! Ядовитыми волосками защищаются не только гусеницы! Как насчет пауков?
Орангутан: Верно! Паук птицеед счесывает лапками в момент опасности  токсичные волоски в направлении агрессора, и те, попадая в глаза и нос, вызывают раздражение и нестерпимый зуд. А паук тем временем убегает.


magija-biologii-palchikovyj-teatr--antichnaja-volnjanka-volosataja-gusenica-pauk-pticeed-zhguchie-voloski

Сурикат: Каков хитрец! Хорошо, что в моей пустыне такие пауки не живут.
Мартышка: Постойте! Но если каждая гусеница, которая станет самкой, отложит по 400 яиц, от нашей поляны ничего не останется. Они же весь лес погубят.
Орангутан: Не погубят. Пойдемте, я вам что-то покажу. Захватите лупу.
Сурикат (с лупой в лапах): Бегу!

Глава 4. С кем поживешь, у того и переймешь


Орангутан: Вот наше спасение! Теленомус - паразитический наездник яйцеед. Его личинки развиваются в яйцах различных насекомых, в том числе и на яйцах волнянки. Когда гусеницы станут бабочками, и сделают кладку, теленомусы отложат свое потомство в яйца волнянок. Поэтому не из всех яиц появятся гусеницы.


magija-biologii-palchikovyj-teatr-surikat-orangutan-lupa-naezdnik-telenomus
Теленомусы - регуляторы численности волнянок.

Сурикат: А это чьи яйца на ножках, из которых вышли наездники? 
Орангутан: Это яйца златоглазок.
Мартышка (падая в обморок): АААА! Я погладила котенка, гусеницу. Я умираю....

Галапагосский Альбатрос вовремя подхватил падающую без чувств Мартышку. Орангутан, Сова, Слониха и Сурикат заглянули в кусты, откуда выпала Мартышка.


Сова: Батюшки! Что же это? Птенчик подражает гусенице дубового шелкопряда?


magija-biologii-palchikovyj-teatr-seraja-aulija-slon-ilistyj-prygun

Слониха: Не пугайся нас, малыш! Как тебя зовут?
Птенчик: Я птенец серой аулии из Южной Америки, из подсемейства кричащих воробьев. 

ПЕСЕНКА ПТЕНЦА СЕРОЙ АУЛИИ
(автор: Астраханцева О.А.)

Я кричащий воробей,
Петь мне вовсе и не надо.
Обмануть могу зверей,
Ядовитым шелкопрядом.

Словно гусеница я,
Шевелюсь в гнезде родимом.
Избегают есть есть меня,
Все враги стремятся мимо.

magija-biologii-palchikovyj-teatr-seraja-aulija
Крылышки у птенца аулии сделаны на брадсах, и могут двигаться.
Птенчик аулии: А разве я плохо подражал гусенице? Почему вас это не впечатлило, кроме одной дамы? Я очень старался.
Орангутан: Потому что здесь такие гусеницы не водятся, вот поэтому никто и не испугался. А дама просто недавно видела портрет гусеницы дубового шелкопряда.
Илистый прыгун: Мартышка, перестаньте умирать, это птенец, а не гусеница.
Мартышка (открывая один глаз): А вы там хорошо поищите. Вдруг гусеница тоже там есть! И тогда меня надо будет спасать!
Птенчик аулии: Нет. Мы тут одни. Мама случайно из зоопарка улетела. А теперь нам страшно, впереди зима. А у нас на родине не бывает холодной зимы со снегом.
Слониха: Не печальтесь! Наш Альбатрос отнесет вас с мамой домой.
Галапагосский Альбатрос: Одно крыло здесь, а другое - там!
Орангутан: Но все таки, это настоящее чудо - увидеть птенца серой аулии здесь! Аулии известны с 1817 года, а такое интересное подражание птенцов гусенице было описано учеными только в 2012 году!
Кафрский ворон: Это подражание беззащитного вида ядовитому, называется мимикрия!


magija-biologii-palchikovyj-teatr-slon-kafrskij-voron-surikat-ilistyj-prygun-osminog-albatros-orangutan-antichnaja-volnjanka-volosataja-gusenica-seraja-aulija

Античная волнянка (под шумок): Пока никто не видит поползу-ка я хорошее тёмное местечко для окукливания искать. Подальше от теленомусов и этих странных существ, что меня схватили.


Глава 5. Следствие ведут знатоки


Мартышка: Опасность надо знать в лицо! Интересно, какие волосатые гусеницы могут нам повредить? Как они называются?
Кафрский ворон: У меня есть подсказка-лабиринт!


volosatye-gusenicy-shelkoprjad-jadovitye-gusenicy

Сурикат: А какая самая ядовитая волосатая гусеница?
Кафрский ворон: А чтобы это узнать, надо разгадать криптограмму.
Илистый прыгун: Это что еще за тайнопись?
Кафрский ворон: Это шифр. Каждая цифра обозначает какую-то букву. Например, цифра 24 соответствует букве Ч, а 25 - мягкий знак.
Сурикат: А как же я узнаю остальные буквы? 
Кафрский ворон: Там есть подсказки в виде картинок - гусениц и их строения волосков.
Сурикат: Так я уже знаю как они называются из лабиринта!
Слониха: Давайте скорее разгадывать тайну!


volosatye-gusenicy-shelkoprjad-jadovitye-gusenicy-kriptogramma

Сурикат: А я хочу еще поиграть! 
Кафрский ворон: Предлагаю накормить птенчика гусеницами. Птенчик может есть только голых гусениц, а волосатых не может. Если игрок попадает на кружок с волосатой гусеницей, нужно сказать ее название. Если название неизвестно, то придется пропустить ход. Чтобы накормить птенчика нужно собрать 10 съедобных гусениц. Ходить нужно по кругу, бросая игральный кубик.
Слониха: Играем! Играем! Все сюда!


volosatye-gusenicy-shelkoprjad-jadovitye-gusenicy-igra-golodnyj-ptenchik
Поле для игры с кубиком "Голодный птенчик", чтобы скачать в полном размере, щелкните по картинке.
volosatye-gusenicy-shelkoprjad-jadovitye-gusenicy-igra-golodnyj-ptenchik

Пока наши друзья разгадывают тайну самой ядовитой гусеницы и кормят голодного птенчика, хочу наградить Матвея сертификатом почетного почемучки и поблагодарить за отличный вопрос.


zachem-gusenicam-voloski-magija-biologii

Больше игр можно найти на странице БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях. Желаю радости открытий!




   



Яндекс.Метрика

10 комментариев:

  1. Ух-ты! Как интересно! Оля, спасибо огромное!
    Вечером и Матвею Маша прочитает - уверена, он будет в восторге! Ну надо же, какие интересные существа! Самцы - бабочки, а самки - нет... еще и волоски в качестве защиты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо!
      Надеюсь Матвею понравятся приключения с волосатой гусеницей!

      Удалить
    2. Цитирую Машу: " Огромное спасибо! Мы всё прочитали и даже поиграли, правда не до конца, не получилось и картинку двигать и писать в ней на телефоне, завтра буду распечатывать) Матвей был удивлён, что самки умирают, подошёл к лоджии и кричал: Эй, ты, природа, я хочу, чтобы самки тоже жили и могли летать!  а птенчик птички, так похожей на гусеницу, удивил нас обоих)) двигается совсем как гусеничка, я уж подумала, что это гусеничка так двигается))) правда, не ожидала, что Матвею понравится,там же как спектакль всё это, но вот понравилось очень, хотел ещё))) "

      Удалить
    3. Спасибо,Марина! Мне очень приятно!
      В БиоТОПе много выпусков, я думаю Матвею будет чем удовлетворить любопытство.

      Удалить
  2. Ольга, спасибо! Очень интересно и познавательно. Я и сама у Вас в блоге такие заседания стала разными голосами, с разными интонациями читать:) Да, признаюсь честно, я многого и не знала. Спасибо!
    P.S. Моя бандеролька к Вам поехала. Надеюсь, придет в ближайшее время♡

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, благодарю!
      Мне очень приятно, что представления оживают в Вашем воображении.
      Буду ждать подарка))) Очень приятно и неожиданно вот так получить.

      Удалить
  3. Очень интересно! Спасибо! А мы с ребятами однажды видели пушистую гусеницу зелено-желтую. Было большое желание ее погладить. Неужели она была опасна?
    В восторге от видео. Мама с птенцом совсем не похожи! А как осторожно она все рассматривает вокруг, прислушивается к каждому звуку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, спасибо!
      Да, волосатых гусениц лучше не трогать, но посмотреть - это можно.
      Да, они как утка и желтые утятки))) Меня тоже поразил случай с мимикрией. Удивительно, что птицы подражают насекомым)))

      Удалить
  4. Какая милая землянка!!! А маленькая аулия?))) Ну что за прелесть!!!
    Спасибо огромное за новые идеи! И игры... Ну какая же ты молодец!!! :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Женя! Думаю, что летом это очень актуальная штука - про волосатых гусениц))) Просто я притормаживаю и пишу почти зимой ответ на летний вопрос.

      Удалить